Доступная среда

Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа
“Доступная среда”, цель которой – создание безбарьерной среды для людей С ограниченными возможностями
здоровья. Термин «доступная», «безбарьерная» среда в настоящее время упоминается во многих законодательных актах РФ и субъектов РФ. По определению В.Н. Куницина в широком смысле безбарьерная и (или) доступная среда – это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей. Как влияет безбарьерная среда в ДОУ на результаты обучения и социальной интеграции детей?Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми
потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам

Условиями построения безбарьерной среды в ДОУ являются

· взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания
деятельности;
· создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОУ, имеющих ограниченные возможности здоровья
посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОУ;
· оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
· ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
· взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в
процессе воспитания детей раннего возраста;
· конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о
ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.

Специально оборудованный учебный кабинет

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ функционирует специально оборудованный учебный кабинет коррекционо – развивающего обучения

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все объекты для проведения практических занятий с детьми –инвалидами и лицами с ОВЗ а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушнотепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм . Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В методическом и коррекционно-развивающем кабинете кабинете МБДОУ подобрана нормативно-правовая и методическая литература для организации образовательного процесса и взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья и их семьями . Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов подобрана детская литература в соответствии с возрастом детей. Созданы мини-библиотеки и банк электронной методической и детской литературы для прочтения в домашних
условиях

Объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В наличии спортивный зал площадью 62.9 кв.м, где имеются различные массажеры, атрибуты спортивных игр, другое спортивное оборудование, для двигательной активности детей (подвижных игр, игр с мячом, спортивных игр, упражнений в равновесии, прыжков, метания, лазания).
Имеется специально оборудованная спортивная площадка . На площадке есть лабиринт, футбольные ворота и комплексы для лазания.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно- образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья . В МБДОУ имеются средства обучения и воспитания:
– печатные;
– электронные образовательные ресурсы;
– аудиовизуальные;-
– наглядные плоскостные;
– демонстрационные;
– спортивное оборудование и т.п.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для беспрепятственного доступа в здание ДОУ оборудован пандус.

Специальные условия питания
В соответствии с ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” ст. 37 Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.Организация питания воспитанников МБДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением от 15 мая 2013 г. №26). Организация рационального питания является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Основными принципами организации процесса питания в дошкольном учреждении являются:
достаточное поступление всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма, соблюдение санитарных правил приготовления пищи, гигиенических норм и эстетики питания. В дошкольном учреждении обеспечена витаминизация за счет введения в рацион детей витаминизация третьего блюда.
Меню утверждается Заведующим МБДОУ. При составлении меню используются технологические карты блюд, что обеспечивает
сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам и учитывает физиологические потребности дошкольников в энергии и пищевых веществах.
Все продукты, поступающие в учреждение, подлежат обязательному осмотру – бракеражу. Для осуществления качественного и систематического контроля питания в МБДОУ создана бракеражная комиссия.
В МБДОУ разработано и утверждено примерное 10-дневное меню. Питание
детей:
-3-х разовое питание для детей с 10.5 часовым пребыванием в ДОУ (завтрак,
обед, полдник)
На пищеблоке установлено технологическое оборудование: электрические плиты, жарочный шкаф, электрокипятильник универсальный , картофелечистка и т.д.
Питание детей осуществляется в групповых помещениях.

Специальные условия охраны здоровья
Согласно ст.41 ФЗ ” Об образовании в РФ” охрана здоровья воспитанников включает в себя 

оказание первичной медико-санитарной помощи детям; 
организация питания;
определение оптимальной образовательной нагрузки, режима дня;
пропаганда и обучение здорового образа жизни;
организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия физической культурой и спортом;
прохождение воспитанниками медицинских осмотров, в том числе профилактических осмотров;
обеспечение безопасности во время пребывания детей в МБДОУ;
профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в МБДОУ;
проведение санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий;
обучение педагогических работников первой медицинской помощи.
Медицинское обслуживание в МБДОУ осуществляется по договору с органами здравоохранения города. Режим дня в МБДОУ имеет
рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в детском саду. Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию и учитывает всю динамическую деятельность детей: как совместную деятельность ребёнка и педагога, так и самостоятельную деятельность детей, предусматривая рациональное содержание двигательной активности,
основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности.
Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется физкультурно-оздоровительной работе по следующим направлениям:
– медико-профилактическая деятельность;
– физкультурно-профилактическая деятельность;
– физкультурно-оздоровительная деятельность;
– обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
– здоровьесберегающая образовательная деятельность.
Формы закаливания и оздоровительные мероприятия выбраны с учетом доступности для систематического выполнения.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников с ОВЗ и инвалидов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ воспитанников с ОВЗ и инвалидов к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
В то же время ИК -технологии широко применяются педагогами в образовательном процессе.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду достаточно технических средств обучения как для
коллективного, так и индивидуального использования:
-переносной экран и проектор, который может быть перемещен в любое
помещение ДОУ,
-ноутбуки,
– видео и фото камера,
-сенсорная доска прямой проекции.
-музыкальные центры,
-принтеры, сканы и ксероксы.
-телевизоры.

Паспорт доступности МБДОУ № 40 для инвалидов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования №1

Приказ № 01-04/57-1 от 27.01.2021 г. О разработке паспорта доступности для инвалидов объекта

Постановление главы от 17.11.2016 года № 910 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») управления Образования администрации Муниципального образования город Гусь – хрустальный владимирской Области по повышению значений Показателей доступности для Инвалидов объектов и Предоставляемых на них услуг в Сфере образования на период 2016 -2030 годы»

План мероприятий («дорожная карта») Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40 комбинированного вида» г. Гусь-Хрустальный по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и предоставляемым на нем услуг в сфере образования на период 2016/30гг.

Приказ №01-04/ 51 от 11.01.2020 г. об актуализации паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.